Меню
16+

Холмогорский муниципальный округ

02.12.2013 15:53 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Новая пенсионная формула и совершенствование системы формирования пенсионных накоплений

В ноябре 2013 года состоялась пресс-конференция Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина по теме: «Новая пенсионная формула и совершенствование системы формирования пенсионных накоплений».

В ноябре 2013 года состоялась пресс-конференция Министра труда и социальной защиты РФ М.А. Топилина по теме: «Новая пенсионная формула и совершенствование системы формирования пенсионных накоплений».

 

Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы о  пенсионных накоплениях и об одной из составляющей части пенсии – накопительной.

 

Из каких частей будет состоять трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий?

Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию.

К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году – 3 610,31 руб.).

Исчисление размера накопительной пенсии будет производиться путем деления суммы пенсионных накоплений на статистическую величину – ожидаемый период выплаты, определяемый федеральным законом.

 

Какой тариф страховых взносов будут платить работодатели?

В уплате страховых взносов ничего не изменится. Тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную пенсии по-прежнему составит 22% от базы для начисления страховых взносов до предельной величины облагаемой базы, размер которой ежегодно индексируется государством (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы). Из 22 % страховых взносов – 16 % отражаются на индивидуальном лицевом счете гражданина, а 6 % — солидарная часть тарифа страховых взносов.

При этом предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22% с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. Сегодня этот предельный годовой заработок составляет 568 тыс. рублей. Это делается для того, чтобы трудовая пенсия по старости у более высокооплачиваемых работников формировалась в размере, адекватном их заработку.

 

После принятия новой формулы, в какую часть пенсии лучше направить больше отчислений страховых взносов работодателя – в страховую или накопительную и какой тариф выбрать? И что в этом случае произойдет с уже накопленными средствами?

Как уже сказали выше, из 22 % страховых взносов – 16 % отражаются на индивидуальном лицевом счете гражданина, а 6 % — это солидарная часть тарифа страховых взносов.

Из 16 %, которые попадают на лицевой счет застрахованного лица, гражданам 1967 года рождения и моложе в 2014-2015 годах будет предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым увеличив тариф на страховую части пенсии — 10% + 6%.

Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, тариф страховых взносов его работодателя в Пенсионный фонд России – в размере 16% – будет направляться на формирование его страховой части пенсии. Важно отметить, что даже в этом случае все сформированные на этот момент пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Подать заявление об отказе от формирования накопительной части пенсии можно до 31 декабря 2015 года.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной части пенсии следует помнить о том, что страховая часть гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования. Поэтому, какой вариант выгоднее – решает сам гражданин

Все ранее сформированные пенсионные накопления в системе ОПС, включая инвестиционный доход от их инвестирования, взносы в рамках программы софинансирования и суммы софинансирования государства, будут продолжать инвестироваться ПФР и НПФами и будут выплачены гражданам при их выходе на пенсию. Порядок назначения и выплаты сумм пенсионных накоплений не меняется.

 

Отмена пенсионных накоплений в 2014 году – это конфискация пенсионных накоплений, т.е. все ранее накопленные пенсионные накопления будут изъяты и выплачены нынешним пенсионерам? Лишение граждан пенсионных накоплений в 2014 году и желание вообще отменить накопительную часть пенсии делается лишь для того, чтобы снизить или ликвидировать дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ.

Нет, это не так. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которые по состоянию на 31.12.2013 года будут переданы или уже переданы в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды будут продолжать инвестироваться в тех же управляющих компаниях и НПФ, т.е. продолжиться их формирование.

Новые поступления в 2014 году — 6% процентов от зарплаты, которые сейчас идут в накопительную часть, будут временно переводиться в страховую часть.

Сегодня основной частью трудовой пенсии является страховая часть, которая исчисляется из так называемого расчетного пенсионного капитала, в которой включаются страховые взносы, уплаченные за застрахованное лицо. Этот капитал подлежит ежегодной индексации исходя из уровня инфляции и доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера. Как показывает практика, такой механизм позволяет сохранять и приумножать уплаченные страховые взносы на более высоком уровне, чем показывает инвестирование средств пенсионных накоплений.

За период 2004-2012 годов индексация страховой части пенсии составила – 371%, инфляция в Российской Федерации – 221%, результаты инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией – 182,4%, результаты инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами – 172,8% (по открытым данным ФСФР). По результатам 2008 года практически все НПФ и управляющие компании понесли убытки, а 28 НПФ, включая крупные, разнесли убытки по счетам застрахованных лиц.

Пауза в переводе пенсионных накоплений в 2014 году в НПФ взята, чтобы повысить защищенность пенсионных накоплений, гарантировать их сохранность. К ликвидации дефицита бюджета ПФР данная мера не имеет отношения. В 2014-2015 гг. будет проведена реорганизация НПФ и создана система гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

Не будет лишения граждан их пенсионных накоплений, все пенсионные права граждан в денежном выражении будут учтены на лицевых счетах. Сформированные пенсионные накопления гарантированы государством и будут выплачены при выходе гражданина на пенсию.

 

НПФы работают хорошо, нет ни одного известного факта банкротства НПФ и нет необходимости прекращать формирование пенсионных накоплений в период создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

Это не так. Необходимость создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений назрела. В деятельности НПФ выявлены множественные нарушения. У 11 НПФ Федеральная служба по фондовым рынкам вынуждена была аннулировать лицензию на ведение деятельности в обязательном пенсионном страховании.

 В 2012 году были аннулированы лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию у четырех НПФ. За неполный текущий, 2013 год, число таких НПФ возросло до 11. Происходит увеличение размера средств пенсионных накоплений, находившихся в управлении НПФ с аннулированными лицензиями. В 2012 году размер этих средств составлял 250 млн. рублей, а на текущую дату 2013 года – около 440 млн. рублей.

По данным Пенсионного фонда России с момента выплаты гражданам средств пенсионных накоплений, с 1 июля 2012 г., было назначено более 1 200 выплат за счет средств пенсионных накоплений с учетом отрицательного дохода, то есть с убытком. При введении системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений будет гарантироваться их выплата в размере номинала, то есть фактически уплаченной суммы страховых взносов на накопительную часть пенсии.

Начиная с 2012 года НПФ с аннулированной лицензией в ПФР возвращено меньше трети средств пенсионных накоплений. В результате размер невозвращенных в ПФР средств за этот период составил 440 млн. рублей. Причем речь идет о номинальном размере средств пенсионных накоплений. Инвестиционный доход у данных НПФ, как правило, отсутствует, что в принципе противоречит понятию накопления. За указанный период пострадало почти 19 тысяч человек, доверивших свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам, из них более тысячи человек достигли пенсионного возраста. Компенсировать их убытки придется Пенсионному фонду Российской Федерации. При этом прироста своих пенсионных накоплений большинство лиц, застрахованных в этих НПФ, не получит.

В производстве Арбитражного суда города Москвы находится дела по искам ПФР к НПФ «Профессиональный независимый пенсионный фонд» и НПФ «Трансстрой» о взыскании средств пенсионных накоплений в размере более 131 млн. руб., процентов за пользование чужими денежными средствами и упущенной выгоды в размере более 64 млн. руб.

У большинства НПФ имеются также и другие серьезные нарушения. В их деятельности продолжается практика отражения на счетах застрахованных лиц убытков, что является грубейшим нарушением их прав и прямо запрещено пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Подобная практика получила широкое распространение в результате инвестирования пенсионных накоплений в 2008 году и ее последствия до сих пор не исправлены. В адрес 28 НПФ из действующих на настоящий момент 97 были направлены предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в части неправомерного отражения убытков на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц. На данный момент ПФР не имеет информации об устранении негосударственными фондами указанных нарушений.

Еще одним видом нарушений со стороны негосударственных пенсионных фондов и их агентов является неправомерный перевод средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в НПФ. Жалобы на подобные действия продолжают поступать от застрахованных лиц в ПФР. С 1 января по 31 августа 2013 года в территориальные органы ПФР поступило 737 письменных обращений застрахованных лиц на подобные факты. Это очень высокое значение. Оно должно быть снижено до минимального уровня за счет усиления контроля за действием НПФ и ужесточения наказания за подобные противоправные действия.

Принимая во внимание огромную социальную роль, которую призвана выполнять государственная пенсионная система, деятельность негосударственных фондов, особенно учитывая их все более возрастающее значение в структуре обязательного пенсионного страхования, по-прежнему остается проблемной сферой, способной подорвать доверие населения к пенсионной политике государства.

 

Продолжает ли свою работу Программа государственного софинансирования пенсии?

Вступление в Программу государственного софинансирования пенсии закончилось 30 сентября 2013 года. Всем тем, кто стал ее участниками в установленном порядке, а это 15,8 млн. россиян, государство обеспечит софинансирование взносов на будущую пенсию в течение 10 лет с года первого взноса при условии, что их добровольные взносы составят не менее 2 000 рублей в год.

ПФР продолжает прием и обработку платежей, разнесение их по индивидуальным лицевым счетам участников программы.

За 2009-2012 годы государство в полном объеме прософинансировало добровольные взносы участников Программы – объем взносов государства составил 15 млрд. 684 млн. рублей.

В бюджете ПФР на 2014 год на софинасирование взносов участников программы учтено 9,4 млрд. рублей; в 2015 году – 10,7 млрд. рублей; в 2016 году – 12,4 млрд. рублей. Таким образом, Программа государственного софинансирования продолжается без изменения правил участия в ней, единственное – прием новых участников в Программу в соответствии с нормой федерального закона завершен.

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

72