Меню
16+

Холмогорский муниципальный район

Холмогорский муниципальный район

Архангельская область/Холмогорский муниципальный район
Официальный сайт
22 октября 2019, вт 2019.10.22 12:13:46
16+

Холмогорский муниципальный район

Официальный сайт
18

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — единая система последовательных процедур и мероприятий, выполняемых с целью определения (проверки) вредности (опасности) производственных факторов и оценки степени воздействия идентифицированных вредных и опасных факторов производственной среды и трудовых процессов на организм работника с учетом использования средств индивидуальной защиты и их эффективности.

Процедуры, связанные с проведением СОУТ установлены

Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:

1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;

2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов.

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ

Исключение из общего правила

1. Рабочие места «надомников»;

2. Дистанционные рабочие места (понятие в Федеральном законе не раскрыто).

Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:

1. Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы — специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;

2. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну – специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

1. Организация специальной оценки условий труда

- Обязанности проведения СОУТ возлагаются на работодателя, Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, имеющей аккредитацию на право проведения специальной оценки условий труда;

- Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах работодателя с учетом особенностей;

- Специальная оценка условий труда на каждом рабочем месте осуществляется не реже одного раза в пять лет;

2. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

- Для организации СОУТ работодателем создается комиссия по проведению специальной оценки условий труда;

- В состав включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители профсоюзной организации или иного представительного органа работников, эксперты аккредитованной организации, председателем комиссии является представитель работодателя.

- Комиссия по специальной оценке условий труда утверждает перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда;

3. Идентификация вредности (опасности)

- Идентификация вредности (опасности) — сопоставление факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и опасных факторов производственной среды, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, идентификация вредности (опасности) на рабочих местах осуществляется комиссией;

- Если на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные факторы, то условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми условиями труд;

- Если на рабочем месте выявлены вредные и (или) опасные факторы комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений факторов производственной среды и трудового процесса;

- По итогам идентификации вредности (опасности) комиссией оформляется перечень рабочих мест с указанием выявленных факторов производственной среды и трудового процесса;

4. Декларирование соответствия условий труда

- В отношении рабочих мест, на которых по результатам идентификации вредности (опасности) не выявлены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- Декларация соответствия условий труда действует в течение 5 лет;

5. Факторы производственной среды определяемые при СОУТ

- физические факторы — аэрозоли преимущественно фиброгенного действия; шум; инфразвук; ультразвук воздушный; вибрация общая и локальная; неионизирующие излучения электростатическое поле, постоянное магнитное поле, электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного, в том числе лазерное и ультрафиолетовое; ионизирующие излучения; микроклимат; световая среда;

- химические факторы — химические вещества и смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы;

- биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы;

- тяжесть труда — нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма;

- напряженность труда — сенсорные нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств.

ФАКТОРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. Физические факторы;

2. Химические факторы;

3. Биологические факторы;

4. Тяжесть трудового процесса;

5. Напряженность трудового процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

1. Обеспечить проведение специальной оценки условий труда;

2. Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;

3. Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда;

4. Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

5. Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ

1. Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда;

2. Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;

3. Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда;

4. Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда.

ВНЕПЛАНОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНККА УСЛОВИЙ ТРУДА (ОСНОВАНИЯ).

1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2. Получения предписания ГИТ;

3. Изменение технологического процесса;

4. Изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;

5. Изменение в уровне СИЗ;

6. Наличие несчастного случая;

7. Наличие мотивированного предложения профсоюза.

Внеплановая специальная оценка проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления выше обозначенных условий.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

1. По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;

2. Оформляется работодателем – регистрируется в ГИТ;

3. Срок действия — 5 лет (при отсутствии несчастных случаев – продление 5 лет).

Результаты проведения специальной оценки условий труда:

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

3. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 и 9 части 1 настоящей статьи.

5. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

6. Работодатель организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Страховые тарифы в Пенсионный Фонд (дополнительные) в зависимости от классов условий труда

Класс условий труда:

1 (оптимальный) — 0% дополнительного страхового взноса;

2 (допустимый) — 0% дополнительного страхового взноса;

3.1 (вредный) — 2% дополнительного страхового взноса;

3.2 (вредный) — 4% дополнительного страхового взноса;

3.3 (вредный) — 6% дополнительного страхового взноса;

3.4 (вредный) — 7% дополнительного страхового взноса;

4 (опасный) — 8% дополнительного страхового взноса;

Чем грозит отсутствие результатов спецоценки?

Если специальная оценка условий труда не проводилась, работодателя могут привлечь к административной ответственности.

Прежде чем назначить штраф за нарушение требований о проведении специальной оценки условий труда, трудинспекторы будут направлять работодателям предостережение.

Разъяснения Минтруда от 16.01.2019

Напомним, что проводить спецоценку обязаны все работодатели. За нарушение этого требования организации грозит штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. При этом в 2019 г. Минтруд совместно с Федеральной службой занятости планирует сосредоточиться не столько на наказании нарушителей, сколько на предупреждении нарушений. Суть этого механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В предостережении будет указан срок, в течение которого требуется устранить возможные недоделки. И только если работодатель не прислушался к "совету" трудинспекции, он будет привлечен к административной ответственности.

Разъяснения Минтруда России по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей

1. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей.

2. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

3. В случае, если у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то специальная оценка у него не проводится.

4. В случае, если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров, юристов и т.п.) на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовому договору), данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких индивидуальных предпринимателей не проводится.

5. В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной оценки условий труда не выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок действия поданной декларации — 10 лет при условии отсутствия на декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве, профессионального заболевания или нарушений, выявленных Государственной инспекцией труда субъекта Российской Федерации.

Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда в сети "Интернет" https://www.rostrud.ru/.

6. Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — декабрь 2019 года.

7. В целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона "О специальной оценке условий труда" Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019 году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Суть данного механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.

И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предлагаемый подход позволит добросовестному и ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него предусмотренных Кодексом штрафов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.