Меню
16+

Холмогорский муниципальный округ

Холмогорский муниципальный округ

Архангельская область/Холмогорский муниципальный округ
Официальный сайт
25 апреля 2024, чт 2024.04.25 20:06:22
16+

Холмогорский муниципальный округ

Официальный сайт
53

Памятки

Легализация трудовых отношений – основа защиты трудовых прав работников

О государственной поддержке в 2022 году работодателей* в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан** Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 №362 (в ред. Постановления Пра

Получатели субсидии*:

· юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений);

· некоммерческие организации;

· индивидуальные предприниматели (далее – Работодатель)

при трудоустройстве молодежи** в возрасте от 16 до 30 лет включительно (далее — Работник) из числа:

· лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

· лиц, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;

· лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования;

· лиц, которые с даты выдачи им документа об образовании (квалификации) не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;

· лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

· детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· лиц, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;

· лиц, имеющих несовершеннолетних детей.

Требования к Работодателю (подробно п.5 Правил):

· наличие государственной регистрации, осуществленной до 1 января 2022 года;

· трудоустройство граждан на условиях полного рабочего дня;

· выплата заработной платы трудоустроенным гражданам в размере не ниже величины МРОТ;

· отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, превышающей 10 тыс. рублей;

· отсутствие просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной задолженности;

· отсутствие задолженности по заработной плате;

· работодатель не находится в процессе реорганизации (кроме присоединения), ликвидации, банкротства, его деятельность не приостановлена или прекращена;

· неполучение из федерального бюджета средств на аналогичные цели;

· работодатель не является юридическим лицом, в уставном капитале которого доля иностранных организаций, зарегистрированных в офшорных зонах, превышает 50 процентов;

· отсутствие в реестре дисквалифицированных лиц сведений о руководителе, членах исполнительного органа, главном бухгалтере работодателя;

· отсутствие субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций.

Требования к Работнику (подпункт "б" пункта 2 Правил):

· на дату направления для трудоустройства к работодателю являлся безработным гражданином или гражданином, ищущим работу, зарегистрированным в органах службы занятости и не состоящим в трудовых отношениях;

· на дату заключения трудового договора с работодателем не имел работы, не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, единоличного исполнительного органа юридического лица, а также не применял специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".

Условие: Работодатель может воспользоваться правом на получение субсидии за одного и того же трудоустроенного гражданина однократно.

Плательщик субсидии: Фонд социального страхования Российской Федерации.

Размер субсидии (п.9 Правил):

Субсидия = (МРОТ*РК + страховые взносы)*количество трудоустроенных граждан.

Периодичность выплат (п. 10 Правил):

По истечении 1-го, 3-го и 6-го месяца работы трудоустроенного гражданина за указанный месяц.

Результат предоставления субсидии:

Обеспечение занятости всех трудоустроенных граждан по истечении 1-го, и (или) 3-го и (или) 6-го месяцев (п.35 Правил). В случае недостижения результата работодатель обязан вернуть часть субсидии. (п.36 Правил).

Для получения субсидии работодателю необходимо:

Направить заявление с приложением перечня свободных рабочих мест и вакантных должностей, на которые предполагается трудоустройство граждан, в органы службы занятости с использованием личного кабинета Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". В заявлении подтвердить согласие «на участие в программе государственной поддержки в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан».

В течение 3 рабочих дней передать в отделение занятости населения по месту регистрации сведения о факте трудоустройства гражданина.

Не ранее чем через месяц после даты трудоустройства гражданина, но не позднее 15 декабря 2022 года, направить заявление о включении в реестр в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" фонда социального страхования (п. 16 Правил).

Повторное обращение только с целью перерасчета размера субсидии в случае изменения численности трудоустроенных граждан либо обнаружения ошибок, влияющих на размер субсидии (п. 27 Правил).

Работодатель вправе подать заявление об отказе в предоставлении субсидии (п.14 Правил).

Каковы последствия получения "серой" зарплаты?

Работник, получающий "серую" зарплату, то есть зарплату, с которой не уплачиваются налоги, должен осознавать все негативные последствия, к которым это может привести. Выплата "серой" зарплаты производится исключительно по воле работодателя на страх и риск работника. Ни ее размер, ни порядок выплаты, ни срок выплаты не закреплены, как правило, никакими документами. На указанные суммы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение.

При получении "серой" зарплаты, в частности, могут возникнуть следующие проблемы.

1. Оплата отпуска. Нет никаких гарантий, что работодатель оплатит отпуск или компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении работника в полном объеме, — сумма отпускных высчитывается исходя из размера официальной части зарплаты, которая может быть значительно меньше "серой" (ст. 114 ТК РФ).

2. Оплата листка нетрудоспособности. Аналогично оплате отпуска оплата листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком) рассчитывается исходя из официального заработка, либо исходя из МРОТ (а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к зарплате, МРОТ с учетом коэффициентов) (ст. 183 ТК РФ; ч. 1, 1.1, 6.1, 6.2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

3. Выходное пособие. При увольнении работника выходное пособие и средний месячный заработок за период трудоустройства будут исчислены исходя из официальной части зарплаты (ст. ст. 178, 181.1 ТК РФ).

4. Уголовная ответственность. Налог с зарплат работников удерживает и перечисляет работодатель (ст. 226 НК РФ). Однако если дело дойдет до суда, работнику необходимо быть готовым к доказыванию своей непричастности к уклонению от уплаты налогов. За указанное деяние установлена налоговая и уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере. Штраф за неуплату налогов может составлять от 20 до 40% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

5. Будущая пенсия. Отчисления в ПФР также производятся на основании "белой" части зарплаты. Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника (ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

Только «белая» зарплата гарантирует назначение страховой пенсии в будущем!

Обращаем ваше внимание на то, что работодатель, выплачивающий зарплату в «конверте», лишает не только своих сотрудников достойной пенсии в будущем, но и влияет на пенсии нынешних пенсионеров, поскольку от «серой» зарплаты не производятся отчисления в Пенсионный фонд.

От суммы страховых взносов, которую уплачивает работодатель за конкретного работника в Пенсионный фонд, напрямую зависит будущая пенсия гражданина. Уплата страховых взносов с заниженной суммы заработной платы или неуплата взносов вовсе приводит к уменьшению размера пенсии. Таким образом, всё то, что выплачивается неофициально на руки, при назначении пенсии учитываться не будет.

Получить информацию о сформированных пенсионных правах и о состоянии индивидуального пенсионного счёта можно через электронный сервис «Личный кабинет гражданина» на сайте Пенсионного фонда РФ. В случае если, какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объёме, есть возможность заблаговременно обратиться к работодателю для уточнения данных и представить их в территориальный орган ПФР.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Работник, соглашаясь на выплату зарплаты в «конвертах», должен помнить, что не оформление в установленном законодательством порядке трудового договора является не только нарушением трудового законодательства, но в перспективе влечет за собой проблемы для работника.

Работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» работник остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, т.к. для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Не оформляя в установленном законодательством порядке прием на работу работника, работодатель лишает его заслуженного пенсионного обеспечения. Период работы без оформления в установленном порядке трудовых отношений не будет включен в страховой стаж, что приведет в будущем к низкому размеру пенсии.

Работник не будет иметь права на выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособия на случай безработицы, права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором и локальными нормативными актами, действующими у работодателя.

Работник также лишается возможности получить банковский кредит, социальный налоговый вычет при приобретении квартиры, получении платного образования и платных медицинских услуг.

Вместе с тем, работники должны помнить, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц лежит на самих гражданах, и тот факт, что работодатель по каким-то причинам его не перечислил, не освобождает работников от ответственности. Работник, получивший доход, с которого не был удержан и перечислен работодателем налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить его. В противном случае он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации — штрафу в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. рублей, а также к уголовной ответственности – от штрафа в размере 100 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 3-х лет.

Обращаем внимание работодателей и работников на необходимость легального оформления трудовых отношений путем заключения трудовых договоров, недопущения фактов неформальной занятости.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Сегодня сложившаяся ситуация с использованием схем выплаты заработной платы «в конвертах» с целью занижения налогооблагаемой базы на особом контроле у Правительства Российской Федерации. В области проводится работа по выявлению работодателей, использующих труд граждан без официального оформления трудовых отношений и не уплачивающих страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Однако решить эту проблему без участия самих работников, соглашающих на неоформление трудовых отношений, получающих заработную плату «в конверте», практически невозможно.

С 1 января 2015 года федеральным законодательством установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Совершение указанных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей, а для должностных лиц — дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.